Понедельник / 21 августа / день Лошади

Мелодический мост

2601 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №172, 01.06.2007
приложение к «Московской правде» 




Именно музыка, а не поэзия, архитектура или даже кино является главным инструментом объединения человечества в общую семью. Если все мы начнем слушать и напевать одни и те же арии или песни, то у нас очень скоро исчезнут основания для взаимных подозрений и отчужденности. А потому, каждый композитор, получивший всемирное признание в тысячу раз сильнее заслуживает нобелевской премии мира, чем самый расчудесный политик.

Второй аспект — это сведение воедино музыкальных вкусов людей зрелых и молодежи. Разрыв в музыкальных предпочтениях этих групп всегда бросался в глаза. Наконец, третий момент — это пропасть между вкусами тренированных групп меломанов и прочих эстетов и простоватыми народными пристрастиями. Или мы находим для тех и этих единую музыку или так и будем всегда обречены на классовую войну.

В этом смысле значение композиторов способных строить мелодические мосты между разными народами, различными возрастными и социальными группами, грандиозно. Лидеры этого процесса очевидны — это композиторы открытых знаков (Лошадь, Петух, Кот и Крыса). Наибольшего успеха из этих знаков добилась Крыса, вклад упомянутых ниже 8 гениев музыки в процесс единения человечества беспрецедентен.

Великий австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732—1809). Он был добрым и заботливым человеком. Оркестранты уже называли его «папа Гайдн», когда ему еще не было и 35 лет. Знаменитую Прощальную симфонию, в финальной части которой оркестранты один за другим заканчивают свои партии и удаляются, а на сцене остаются только две солирующие скрипки, он сочинил по просьбе оркестрантов, дабы намекнуть князю Эстерхази, что пора тому уезжать из имения в столицу.

Своим учителем он считал «гамбургского Баха» (Лошадь). А еще он был в большой взаимной симпатии с Моцартом (Крыса). Оба считали друг друга лучшими. Бетховена (Тигр) он учил уму разуму, можно сказать был его учителем…

Главная заслуга Гайдна в том, что он сумел слить воедино все музыкальные достижения XVIII века. Центральное положение Вены в музыке именно с этим и было связано, она была «плавильным котлом», в котором соединялись несколько разных стилей: один — строгий, церковный, полифонический; второй — оперный, итальянский; третий — уличный, духовой. Низкое он возвысил, высокое упростил, сплавил все воедино и создал единую для всех (церковь, аристократия, простой народ) музыку.

Среди наиболее известных произведений Гайдна — «Сотворение мира» и грандиозная оратория «Времена года», целостная энциклопедия картин природы и патриархальной крестьянской морали. Пятьдесят лет творческой жизни Гайдна заполнили глубочайшую стилистическую пропасть — между Бахом и Бетховеном, он сумел перекинуть мост между этими двумя мирами.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791). Шестилетним ребенком он уже представлен дворам Мюнхена и Вены, играет, поет, импровизирует… одним словом вундеркинд, да еще какой! В 12 лет он уже автор двух опер.

Одни считают его сознательным предшественником романтизма, для других он остаётся несравненным завершением рафинированного и умного века, почтительно относившегося к правилам и канонам. Правда, как всегда по середине: именно из постоянного столкновения с различными музыкальными и моральными клише того времени родилась эта чистая, нежнейшая, нетленная красота музыки Моцарта. Альберт Эйнштейн (Кот) чудо моцартовского гения назвал «сомнамбулическим».

Моцарт оставался вечным ребёнком, чуждым любых феноменов культуры, и одновременно способным на поразительные проникновения в глубины психологии и мысли. Он легко переходил от самой глубокой скорби к величайшей радости, певец страстей и таинств — он остается вершиной музыки и в современном ее понимании. Как музыкант он синтезировал все достижения прошлого, соединил северный и латинский строй чувств, доведя их до совершенства.

Моцарт не был новатором, как Гайдн, оркестровое письмо Моцарта не столь поразительно ново, как письмо Гайдна, но безупречность и совершенство моцартовского оркестра — постоянный предмет восхищения как музыкантов, так и профанов, которые, говоря словами самого композитора, «наслаждаются, не давая себе отчета, чем именно». Лишь в XX веке до конца осознано удивительное эмоциональное богатство моцартовского искусства и его внутренняя трагичность, близко соседствующая с внешней безмятежностью, солнечностью мажорных фрагментов его музыки.

Итальянский композитор Джоаккино Россини (1792—1868). Абсолютный гений легкости и веселья. Внезапный и бурный дебют с двумя гениальными оперными постановками в один год. Ему в это время всего 21 год. А дальше он пишет все больше и больше, не все, конечно, равноценно, но рост идет. Блестящий «Севильский цирюльник», и, наконец, вершина — «Вильгельм Телль». Вершина славы, а композитору всего-то 37 лет. И вдруг он уходит! Не умирает, не заболевает, он всего лишь замолкает. Им овладевает «неврастеническая тяга к одиночеству», которая мгновенно вытесняет склонность к веселью.

Русский композитор Михаил Глинка (1804—1857). Может быть, мировая общественность не в курсе величия музыки Глинки, но мы то знаем, что его фигура грандиозна. Пропасть между народом и правящим классом в те годы в России была непреодолима… В некоторой степени сюжет, но в гораздо большей степени музыка оперы «Иван Сусанин» были тем самым мостом, что был перекинут через пропасть, соединив народность и аристократизм. Глинке об это время всего-то 32 года. В 38 лет Глинка пишет «Руслана и Людмилу».

Петр Чайковский (1840—1893). Удивительно, но второй наш музыкальный гений прожил ровно столько же, сколько и первый. Но успел, конечно, на порядок больше. Чайковский до сегодняшнего дня главная музыкальная константа, если не мировой, то уж русской культуры точно. В нашей музыке он такой же эталон, как Пушкин в литературе. Его музыка объединяет народы и времена, сливает воедино ум и сердце. Казалось бы, никакой грандиозности, никакого пафоса, если подумать, то ведь «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» — это камерные, лирические оперы, однако именно в таком жанре наиболее точно отразилась русская душа того времени.

Что касается возрастных рубежей, то Первая симфония и первая опера — это 26 лет, самый, может быть популярный балет мирового репертуара «Лебединое озеро» в 36 лет, Четвертая симфония и «Евгений Онегин» в 38 лет, «Пиковая дама» — 50 лет, «Щелкунчик» — 52 года. В 53 года он заканчивает Шестую симфонию («Патетическую») и уже через несколько дней тот самый стакан воды и… смерть от холеры.

Немецкий композитор Рихард Штраус (1864—1949). Он жил в самом центре континента, прошедшего через несколько жутких войн, но при этом прожил долгую, благополучную, творчески насыщенную жизнь. Уже в 24 года он создает симфоническую поэму «Дон-Жуан», один из величайших шедевров всей творческой биографии композитора. Феерическое «звуковое пиршество», насыщенность динамики, неожиданность тембровых комбинаций, неизбывный поток оптимизма, яркий эмоциональный тонус повествования, острота контрастов… Ну и так далее, в результате уже в 25 лет к Штраусу пришла мировая слава.

Что касается симфонической поэмы «Так говорил Заратустра», то это, возможно самая известная музыка благодаря кубриковской экранизации кларковской «Одиссеи» и нашей передачи «Что? Где? Когда?»

Впрочем, в его такой благополучной жизни есть загадка не меньшая, чем у Россини. В 34 года и он перестает писать симфоническую музыку, целиком посвятив себя опере. Сам же Штраус с поразительным простодушием говорит, что симфонические поэмы больше не доставляют ему никакого удовольствия. Может быть, просто понял, что оперная музыка важнее для преодоления мировой разобщенности. После довольно мрачных «Саломеи», и «Электры» следует опера «Кавалер розы» наполненная обаянием и легкость.

Начав с позиций неоромантизма, Штраус переосмыслил импрессионизм и экспрессионизм, но ни в одном влиянии не уходил в крайности, объединяя в своей музыке все противоречивые направления жизни.

Исаак Дунаевский (1900—1955). Его музыка — это чудо! Недоброжелателей еще больше, чем у Глинки или Чайковского… Он сделал очень много, хотя, если бы не гонения, сделал бы еще больше. Про себя говорил: «Так уж получилось, что я, более чем кто-нибудь, создал прочный мост между двумя крыльями музыки, уничтожив ее деление на «высокую» и «низкую».

При нем началась эпоха, в которой радио, потом кино и, наконец, телевидение стерло всякие границы между композитором и народом. В такой ситуации реализуется главный идеал Крысы-композитора, он может творить в непосредственном контакте с народом. Когда его стали упрекать в излишнем увлечении маршами, он отвечал: «Разве я выдумал бодрость, эту силу, эту радость? Ведь я ее вижу вокруг, вижу на лицах нашей чудесной детворы». Он сочинял музыку так быстро и легко, а музыка была столь светла и жизнерадостна, что его прозвали «советским Моцартом». Появилась даже книга «Красный Моцарт», в которой автор (Минченок) утверждает, что его мелодии так же прозрачны, чисты и кристально оптимистичны, как и у Моцарта. Даже в частных письмах двух композиторов есть большое стилистическое сходство…

Увы, и в этой жизни не обошлось без слома. В 1939 году закончился цикл его четырех комедий с Александровым, что-то в Дунаевском надломилось, исчезла веселая, искрометная легкость.

Английский композитор Эндрю Ллойд Веббер (род. 1948). На скрипке начал играть в три года, музыку сочинять в шесть лет, в девять уже опубликовал одно из своих сочинений. В 17 лет он бросил Оксфорд, чтобы заняться творчеством по-взрослому. Биография очень уж напоминает биографию Моцарта. В 23 года Эндрю Ллойд Вебер вместе со своим другом Тимом Райсом фактически переворачивают мир, совместив в одном произведении все возможные культурные ветви: протестный мир молодежной рок-музыки, респектабельный мир классической музыки, коммерческую музыкальную индустрию и религиозное постижение. Речь идет о рок-опере «Jesus Christ Superstar». Может быть, никто более в мировой истории не строил столь важного музыкального моста. Эндрю Ллойд Веббер и сейчас остается великим объединителем молодежного мира (чистый рок) и респектабельного взрослого мира. А как называть его произведения «Эвита», «Кошки», «Призрак оперы» — мюзиклами, операми?.. Да так ли это важно? Важно чтобы они шли одновременно в Москве, Пекине, Лондоне, Каире. И тогда процесс сближения между всеми нами станет сильнее, чем процессы разделения по пристрастиям и привычкам…



Комментарии

Статьи >

ВК в кино: «Приходи на меня посмотреть»
2841 | А. Воеводин, xsp.ru, 26.12.2007
ВК в кино: «Зимняя вишня»
2806 | А. Воеводин, xsp.ru, 25.12.2007
ВК в кино: «Собачье сердце»
3227 | А. Воеводин, xsp.ru, 23.12.2007
ВК в кино: «Служебный роман»
4198 | А. Воеводин, xsp.ru, 13.12.2007
ВК в кино: «Тот самый Мюнхгаузен»
2675 | А. Воеводин, xsp.ru, 12.12.2007
ВК в кино: «Обыкновенное чудо»
3530 | А. Воеводин, xsp.ru, 11.12.2007
Supermodel XX–XXI (статистика)
5023 | А. Воеводин, xsp.ru, 29.11.2007
Порнозвезда XX–XXI (статистика)
12354 | А. Воеводин, xsp.ru, 29.11.2007
Смешные IV: КВН (статистика)
4714 | А. Воеводин, xsp.ru, 22.10.2007
Смешные III: иностранная режиссура (статистика)
2650 | А. Воеводин, xsp.ru, 28.09.2007
Смешные II: отечественная режиссура (статистика)
2632 | А. Воеводин, xsp.ru, 28.09.2007
Смешные I: артисты (статистика)
4709 | А. Воеводин, xsp.ru, 10.09.2007
Серийные маньяки V: гангстеры (статистика)
4520 | А. Воеводин, xsp.ru, 05.10.2007
Серийные маньяки IV: киногангстеры (статистика)
2683 | А. Воеводин, xsp.ru, 05.10.2007
Серийные маньяки III: режиссура (статистика)
2978 | А. Воеводин, xsp.ru, 28.09.2007
Серийные маньяки II: жизнь (статистика)
15247 | А. Воеводин, xsp.ru, 28.09.2007
Серийные маньяки I: актер (статистика)
4793 | А. Воеводин, xsp.ru, 28.09.2007
Дас ист фантастиш III, апокалипсис: режиссура (статистика)
2619 | А. Воеводин, xsp.ru, 05.10.2007
Дас ист фантастиш II: злодеи и герои (статистика)
4912 | А. Воеводин, xsp.ru, 05.10.2007
Дас ист фантастиш I: женщина-воин (статистика)
4622 | А. Воеводин, xsp.ru, 23.04.2007
Историческое прогнозирование
3115 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №167, 01.01.2007
России ничего не страшно
3624 | Г. Кваша, «Трибуна.ru», 12.01.2007
Питательные браки
4984 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №168, 03.02.2007
Деловые люди
2984 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №169, 01.03.2007
Патриархальные пляски
3093 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №170, 07.04.2007
Романтические фантики
3008 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №171, 05.05.2007
Мелодический мост
2602 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №172, 01.06.2007
Куньи и виверровые
2981 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №173, 01.07.2007
Программа телевидения
3153 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №174, 01.08.2007
Путин все делает по моим рекомендациям
3135 | Г. Кваша, «Вести Сегодня», 25.09.2007
Портрет художника
3366 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №175, 01.09.2007
Я знаю формулу счастливой жизни!
4461 | Г. Кваша, «Люблю!», 18.09.2007
Любовь — азартная игра
3441 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №176, 01.10.2007
Прогноз на 2008 год
2757 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №177, 01.11.2007
Между небом и землёй
3122 | Г. Кваша, «Зазеркалье» №178, 01.12.2007
Как всё это работает (гомогенерационные, интергенерационные и трансгенерационные отношения)
2504 | С. Маркон, xsp.ru, 01.10.2007
Естественное деление популяции на генерации
3856 | С. Маркон, «Наука и религия», 01.07.2007

Ваш гороскоп

Пол М  Ж

Гороскоп на сегодня

21.08.2017
Лошадь
Крыса лихая удача
Бык тяжелый
Тигр презентация
Кот легкий
Дракон эйфория
Змея тяжелый
Лошадь внимание!
Коза легкий
Обезьяна свободный
Петух тяжелый
Собака презентация
Кабан кармический
подробнее ]

Гороскоп на месяц

Ссылки


Сайты Структурного Гороскопа, о существовании которых Григорий Кваша в курсе, и где можно встретить публикации автора: 
Структурный Гороскоп в Санкт-Петербурге
– S-Гороскоп        

По двум последним сайтам: Григорий Семенович Кваша не поддерживает мнения некоторых публикуемых там авторов.

                  
Яндекс.Метрика